"Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками", – писал В.М. Песков. У каждого человека, считающего себя более или менее образованным, дома на книжной полке будет стоять словарь, и это не дань моде. В изучении любого языка важную роль играют словари. Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг.
Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля - 22 ноября.
В филиале прошел Словарный Урок на тему "Слово из гнезда", на котором учащиеся 2 класса познакомились со словообразовательными словарями.
Цель: совершенствование умения работать со справочной литературой разного характера, опирающееся на знание принципов построения различных словарей и справочников.
В ходе Урока учащиеся должны были понять:
- какие виды словарей существуют;
- по каким признакам словари систематизированы;
- как словари могут быть использованы в учебе, работе и повседневной жизни.
Ребята встретились с Дедом Всеведом, который рассказал "Смешную ситуацию", принес в своей "Волшебной шкатулке" следующие словари:
1. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка, 2003.
2. Т.Л. Федорова. Словообразовательный словарь русского языка, 2012.
3. И.В. Гуркова. Морфемно – словообразовательный словарь, 2017 .
4. З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка, 1987.
В ходе Урока ребята выполнили разнообразные интересные задания через практическую работу: "Создай паспорт словаря", "Как растёт слово?", "Определи место", "Образуйте слова", игра "Кто быстрее?", кроссворд "Найди ключевое слово" (работа со словарём И.В. Гурковой). Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного оживила учебный процесс через зрительную физминутку и режим движения наглядного материала, режим постоянного поиска: "Найди в классе семью однокоренных слов (слово из гнезда) и соответствующую пословицу".
На этапе рефлексии учащиеся заполнили "Лист самооценки".
Ребятам понравился "Словарный Урок". Рекомендации учителю от учащихся: встретиться со словарями снова. |